«Миролюбовка» приглашает к сотрудничеству
Автор: redaktor. 02 Гру 2016 в 10:23
В Херсоне прошел первый в Украине семинар по этнической журналистике, в результате которого была создана инициатива «Миролюбовка», объединяющая специалистов, работающих в жанре этнической журналистики.
Сначала несколько слов об этнической журналистике. В отличие от журналистики политической или экономической, уже прочно закрепившихся в сознании читателя, этническая журналистика – это направление еще неустоявшееся. Если говорить кратко, то этническая журналистка – это журналистика об этнических группах, для них и журналистика созданная ними (этнические медиа). Как и любое из направлений журналистики, журналистика этническая имеет свои особенности. Ознакомиться с ними решено было не только теоретически – на лекциях экспертов, но и во время практических занятий-пленэров в период 18-20 октября 2016 года.
Во время пленэров участники семинара посетили три херсонских села и познакомились с жизнью шести общин. В селе Миролюбовка Белозерского района журналистов из Херсона и Умани встречала турецко-месхетинская громада. Председатель сельсовета Андрей Федак и старейшина турецко-месхетинской громады Мавлют Мирсалов провели экскурсию по селу, по ходу которой рассказывали об особенностях жизни многонационального села. Здесь все дети ходят в общий детский сад и школу. Причем, представители разных общин смогли найти компромиссы и в вопросах обучения, и питания, и решения житейских проблем. Не решен только вопрос с обучением турецкому языку – в селе нет соответствующего специалиста, нет учебников. К слову сказать, молодые миролюбовцы-турки с детства владеют тремя языками – турецким, украинским и русским. Вообще, к детям в Миролюбовке особое отношение. Когда встал вопрос о переименовании села (до 2016 года оно называлось Радянское), было решено отдать инициативу учащимся школы – ведь это они будут жить в этом селе. По результат конкурса победил коллективный проект 7-А класса. И Миролюбовка оправдывает своё название на все сто.
Главным событием пленэра стал дружеских обед в хате семьи Мирсаловых. Хинкал, узбекский плов, турецкие сладости не только вместе ели, но и готовили все вместе. Причем плов готовили на костре в 50-литровом чугунном казане, привезённом в конце 80-х из Узбекистана. За обедом говорили об истории переселения турок-месхетинцев в Украину, о войне на востоке, во время которой пострадали и турки, о помощи пострадавшим со стороны Турецкой республики, которая обеспечила полноценный переезд турок-месхетинцев из Донецкой области в Турцию. В следующий приезд Изумруд Мирсалова пообещала приготовить украинский борщ, который она давно с удовольствием готовит для своей семьи.
Следующая встреча прошла в соседнем Правдино, когда-то Цареводаре – селе, основанном в ХІХ веке переселенцами из Польши. В селе сохранился старинный костёл, который общими усилиями постепенно отстраивается после того, как его в советские времена превратили в склад. Одним из самых инициативных членов польской и одновременно католической громады является Николай Сосунович. Николай – личность неординарная. Поэт и музыкант – он сочиняет и поёт песни на украинском и польском языках. Николай познакомил гостей и со своей родословной, и с историей села. Польская громада Правдино небольшая, но дружная. Каждое воскресенье люди собираются на mszę świętą – богослужение в костеле. Что касается удовлетворения потребности в обучении польскому языку, то она такая же как в Миролюбовки – в селе нет кадров.
Визит в Змиевку уже стал неотъемлемой частью программы для тех, кто знакомится с Херсонщиной. В Змиевке проживает сразу несколько громад – шведская, немецкая и бойковская, а если взять за основу вероисповедание, то еще больше – лютеранская, православная и греко-католическая. Но это деление, конечно же, довольно условное. Как говорили сами жители Змиевки, за двести лет в селе всё так перемешалось, что этническую границу провести нельзя даже в отдельно взятой семье. Для всех сельчан главный язык повседневного общения – украинский, но в отличие от Правдино и Миролюбовки, здесь ведётся преподавание шведского языка, а немецкий дети подучивают по воскресеньям в кирхе.
Жители Змиевки каким-то поразительным образом умеют хранить своё прошлое и не делить настоящее. Взаимовлияние культур хорошо просматривается на примере религиозной жизни. Вот заходим мы в православную церковь. Само здание изначально было построено как шведская кирха. Но после того как в советские времена здесь хранили минеральные удобрения, приводили её в порядок в конце 80-х уже всем миром. Бросается в глаза, что в церкви стоят лавочки – совсем как в костёле или кирхе. Настоятель храма отец Александр (Квитка) говорит, что храм используется и православной общиной, и лютеранской, когда в село приезжают священники из Швеции. Так вот, после того как шведы установили для своей службы лавочки, православные решили их уже не убирать. В убранстве церкви можно увидеть иконы украинские, и русские, и шведские, и даже статую Богоматери, привезённую переселенцами-бойками из своего родного села в Карпатах.
Полученные знания и впечатления подвигли участников семинара создать инициативу под названием «Миролюбовка», которая пока существует как обычная группа в Фейсбуке . В рамках инициативы планируется создавать материалы в жанре этнической журналистике, который бы служили идеям толерантности и мультикультурности. В ближайших планах также мы собираемся провести Полугодие этнической журналистики в Херсонской и Черкасской областях – регионах повышенной этнической контактности, и разработать и издать Гид по этнической журналистике. А это, как показывает опыт, зона повышенной чувствительности и ответственности. К инициативе могут присоединиться любые журналисты, интересующиеся этнической тематикой. Кроме того, все желающие могут поучаствовать в конкурсе статей в жанре этнической журналистики, который состоится в рамках Полугодия этнической журналистики. В общем, ласково просимо!
Текст – Николай Гоманюк
Фото – Станислав Волязловский
Семинар по этнической журналистике проходит в рамках проекта «Язык единства и взаимоуважения», который реализуется Херсонским областным отделением Социологической ассоциации Украины и БФ «Воля» (Умань) при поддержке Посольства США в Украине
Отзывов пока нет.